Основная общеобразовательная программа МКОУ Шелаевская СОШ

 

                                    Характеристика образовательного учреждения.

МОУ Шелаевская СОШ получила лицензию 8 ноября 2010 года ( регистрационный №3294; Серия РО №002581)

Наша школа  представила в службу по контролю и надзору пакет документов на аккредитацию. По графику прохождение  аккредитации планируется на февраль месяц 2011 года.

Цель школы:

  организация творческого применения педагогами традиционных и освоения инновационных методик и технологий, соответствующих концепции развивающего образования и реализующих идею развития и саморазвития личности.

Тема МО начальных классов:  личностно ориентированные  ситуации на уроках.

Цели и задачи:

*применение методики комплексного анализа и самоанализа личностно ориентированного урока;

*установка на ученика, как субъекта образовательного процесса, как на личность , индивидуальность;

* умения быть педагогом эмоциональным и откликаться на эмоции детей;

* направленность педагогической деятельности на развитие личности учащихся;

*диалогическая позиция в общении с учащимися;

*поощрение творческой активности учащихся.

                       Результаты работы по теме самообразования.

Педагоги изучили теорию, научились разрабатывать уроки по технологии личностно ориентированного  обучения и анализировать по данной  схеме. Учителя начальных классов пришли к выводу , что личностно ориентированный урок состоится тогда, когда:

-  создаются условия, превращающие учащегося в субъект, заинтересованный в учении, саморазвитии;

- когда учитель является организатором и помощником учебно-познавательной деятельности учащихся, а не главным действующим лицом на уроке;

- в объективную роль ученика включают свободу выбора уровня обучения, его темпа;

- учебный процесс организуют педагоги  через диалог и полилог.

Воспитательная работа ведется по программе « Я - гражданин России». Для реализации возможностей учащихся в сфере дополнительного образования работает  9 кружков и секций. Школа имеет полностью укомплектованный штат педагогических работников. В начальной школе работает три педагога, все они имеют первую квалификационную категорию. Двое из них прошли курсы повышения квалификации по новым стандартам второго поколения в январе 2010 .Начальная школа последние пять лет работает по программе развития  «Гармония».

Успеваемость и качество за три года:

2008-2009 учебный год

2009-2010 учебный год

2010 – 2011 учебный год

Успеваемость- 100%

Успеваемость-100%

Успеваемость-100%

Качество- 60%

Качество-60%

Качество -51%

По результатам анкетирования (родители- 94%;  ученики-96%) отмечают благоприятный  психологический климат  в школе и доброжелательную атмосферу.

Таким образом, в школе созданы условия , позволяющие на новом этапе развития решать проблемы обеспечения  качества образования и его доступности.

Пояснительная записка.

                                               Актуальность программы.

Впервые в истории образования необходимо учить личность , начиная со ступени начального образования, чтобы в дальнейшей жизни личность стала успешной в учебной и внеурочной деятельности. Личность, которая могла бы по своим  способностям, сделать  выбор своего жизненного пути и определиться с профессией.

Школа становится учреждением, которое формирует с первого класса навыки самообразования  и самовоспитания.

Теперь это не просто усвоение знаний, а нужно в начальной школе  разбудить  и развивать  способности каждого ученика и дать ценные ориентиры  в жизни.

Итак, главной целью  образования становится не передача знаний и социального опыта, а развития личности ученика.

Начальное образование дает возможность  ребенку самореализоваться  самоутвердится, а как субъект (ребенок) определить цель, смысл и ценность  требований к учебной, семейно-бытовой, досуговой деятельности человека.

Умение учиться - основа личностного развития учащегося.

Умение учиться - это  умение познавать и преобразовывать мир, ставить проблемы,  искать  и находить новые решения.

Умения учиться – это умение сотрудничать с другими людьми на основе уважения и равноправия.

Умение учиться – это  успешное овладение чтением и письмом, умение решать математические , лингвистические и другие задачи ; организовывать и выполнять учебную деятельность в сотрудничестве с учителем; произвольно регулировать своё поведение и деятельность.

    Специфика кадров  нашей школы определяется высоким уровнем профессионализма, большим инновационным потенциалом и развитием творческих способностей. Большинство педагогов прошли квалификационную курсовую переподготовку ( 67%) и владеют современными образовательными технологиями.

Педагоги имеют опыт   разработки и внедрения  инновационных проектов и программ

 

Портрет выпускника начальной школы

Анализ результатов анкетирования учащихся ,родителей и учителей выявил важнейшие черты выпускника нашей школы: уважение к родной стране, к своему народу, осознание обязанностей перед обществом, другими людьми, самим собой; любознательность, активность в познании мира. Готовность действовать самостоятельно и отвечать за свои поступки, выше среднего уровня овладение учебными навыками и действиями.

Наш выпускник доброжелательный, коммуникабельный; осознанно выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни; готовность обучаться в средней школе.

Основные принципы основной образовательной программы.

Основные принципы дидактики; целостность и вариативность; индивидуализация и дифференциация; преемственность; системность; открытость; творческая активность личности.

Нормативно- правовые, методические и иные  документы, необходимые для реализации основной  программы начальной школы (ОПНШ):

  • закон Российской Федерации «Об образовании»;
  • федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения;
  • нормативно- правовые документы, регламентирующие деятельность образовательного учреждения.

Адресность программы.

Программа адресована педагогическому коллективу МОУ Шелаевская СОШ, учащимся и их родителям.

Учебный план начальной школы МОУ Шелаевской СОШ.

Режим работы : начало занятий – 9. 00 ч., продолжительность урока – 40 минут с  обязательным проведение двух физкультминуток по 1,5 – 2 мин каждая, продолжительность урока в 1 классе – 35 минут,  продолжительность перемен между уроками – 10 мин, большие перемены – 20 мин после второго урока  и третьего. Второй завтрак после второго урока -10.40 ; обед – 13.40.

Затем прогулка не менее 1,5- 2 часа

Начало внеурочной деятельности – 14.30 -16.10

Продолжительность учебного года :

  • в 1 классе – 33 учебных недели;
  • во 2- 4 классах – 34 учебных недели.

Структура обязательных предметных областей,
реализуемых Учебным планом МОУ Шелаевской СОШ.

№ п/п

Предметные области

Предметы

обязательная (инвариантная)  часть

часть, формируемая участниками образовательного процесса использованием УМК «Перспектива»;

1

Филология

- обучение грамоте
- русский язык
- литературное чтение
- иностранный язык

- риторика;
- чтение и работа с информацией;

2

Математика

- математика

- Математика и информатика;
- основы  логики и  комбинаторики;
- Мир деятельности;
- Математика и конструирование;

3

Обществознание и
естествознание

- окружающий мир

- ОБЖ;
- Мир вокруг нас;
- чтение и работа с информацией

4

Основы
духовно-
нравственной
культуры
народов России

- основы духовно-
нравственной
культуры народов России

- мировая художественная культура

5

Искусство

- изобразительное искусство
- музыка

- Мировая художественная культура;
- чтение и работа с информацией

6

Технология

- технология

- проектная деятельность

7

Физическая
Культура

- физическая культура

 

При определении структуры примерного учебного плана учитывалось, что особую роль в образовании  младших школьников играют интегративные курсы: окружающий мир (естествознание и обществознание), математика и информатика, обучение грамоте, курсы, обеспечивающие успешную социализацию обучающихся (риторика, ОБЖ, проектная деятельность, мир деятельности и  пр.).

Спортивно- оздоровительное

 

Внеурочная деятельность, осуществляемая во второй половине дня,  организуется по направлениям развития личности:














 



Экскурсии

 


Проектная и исследовательская

 

Компьютерные занятия

 




 



Кружки  при  СДК

 

 

 

 

 

 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Данные  занятия проводятся по выбору обучающихся и их семей.

Режим работы  МОУ Шелаевской СОШ (5-дневная и 6-дневная учебная неделя). Первые классы работают в режиме 5-дневной учебной недели.

При этом предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка не  превышает максимальную учебную нагрузку, определенную действующими в настоящее время Санитарно-эпидемиологическими  правилами  и  нормативами  (СанПиН 2.4.2. 2821 -10, утвержденных постановлением Главного государственного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. 3189, объем часов недельной образовательной нагрузки ( количество учебных занятий)), увеличен на 1час и реализуется через урочную  и внеурочную деятельность, определяется в соответствии с гигиеническими требованиями к максимальным величинам недельной образовательной нагрузки.

 

 

 

Русский язык

     Программы разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

    Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников. Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. «Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка, и, наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нём своей духовной стороной только через посредство той же среды — отечественного языка» (К. Д. Ушинский).

Литературное чтение

    Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

   Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.

Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.

Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:

  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
  • обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.

    Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.

    Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.

    Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.

    В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.

    На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.

   Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.

   Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.

Общая характеристика курса

  «Литературное чтение» как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте.

   Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы и современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.

   Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют  знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический опыт ребёнка, формируя у школьников читательскую самостоятельность.

  Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.

   Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.
   Навык чтения. На протяжения четырёх лет обучения меняются приёмы овладения навыком чтения: сначала идёт освоение целостных (синтетических) приёмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы интонационного объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.

   Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения.

   Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения.

   Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста.
    Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать  изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи).

    При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ (без термина). Сравнивая художественный и научно-познавательный тексты, учащиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства.

    Анализ образных средств языка в начальной школе проводится в объёме, который позволяет детям почувствовать целостность художественного образа, адекватно воспринять героя произведения и сопереживать ему.

   Дети осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с использованием образных слов и выражений), выборочный и краткий (передача основных мыслей).
   На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения.

    Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нравственно-эстетического отношения к действительности. Учащиеся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и художников. Они пишут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства.

 

 

Математика.

    Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
    Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего образования. Этот предмет играет важную роль в формировании у младших школьников умения учиться.

    Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приемов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определенные обобщенные знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться.

   Усвоенные в начальном курсе математики знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего успешного изучения математики и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни.
    Основными целями начального обучения математике являются:

  • Математическое развитие младших школьников.
  • Формирование системы начальных математических знаний.
  •  Воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.

Окружающий мир.

     Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

   Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  • формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
  • духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

    Основными задачами реализации содержания курса являются:

1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

     Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях.

    Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.

      Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.

      Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.

     Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.

Общая характеристика курса

Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру.

     Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

      Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живо… Продолжение »

© shelaevskaya-schkola

Создать бесплатный сайт с uCoz